Хорас Маккой – классик американской литературы ХХ века. Автор «Загнанных лошадей…» признан одним из основоположников американского «черного» романа. В Европе он снискал такую же популярность, как Э.Хемингуэй и У.Фолкнер. На родине же при жизни Маккой позиционировался как заурядный автор, очевидно, потому, что его произведения не вписывались в рамки официальной политики прославления «великой американской мечты».
Х.Маккой родился 14 апреля 1897 года в г. Пеграме (недалеко от Нешвилла, штат Теннеси). Его детство было традиционно трудным. В шестнадцать лет он был вынужден бросить школу и наняться механиком в автомастерскую. Затем он работал коммивояжером, водителем такси в Далласе и Новом Орлеане.
Во время Первой мировой войны (в 1917 г.) Маккой вступил в национальную гвардию Техаса, а затем перевелся в Джорджию, где получил образование авиатора. В июле 1918-го, находясь на борту самолета-бомбардировщика, он с территории Франции фотографировал линию немецкого фронта. Через месяц, выполняя задание и попав в ситуацию, когда первый пилот был убит, он смог поразить многочисленные цели противника и посадить самолет на военной базе. За этот поступок Маккой был награжден боевым крестом.
После демобилизации он много путешествовал по Европе, рекламируя небольшую театральную труппу. Вернувшись в США, устроился спортивным репортером в газету «Dallas Dispatch», а затем, весной 1920-го, - в престижный «Dallas Journal». Именно в этом издании в 1927-м была опубликована первая повесть Маккоя «Мститель». В последующие несколько лет он написал и опубликовал около пятнадцати повестей о некоем летчике Джерри Фросте, прототипом которого, по-видимому, стал сам автор.
Главным последствием экономической депрессии 1929-го года стало для Маккоя лишение работы. Оказавшись не у дел, он перепробовал себя в разных специальностях: работал сезонным рабочим и профессиональным пикетчиком на забастовках, охранником и официантом. В 1931-м году, наконец, Маккой попал в Голливуд, где ему несколько раз удалось сняться в эпизодических ролях. После двухлетних мытарств в Голливуде он написал свой первый сценарий для «Коламбия Пикчерз» - «Опасные трассы». На момент начала кинокарьеры Маккою было почти сорок.
В 1935-м году Маккой опубликовал свой шедевр «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?». Роман был написан со знанием дела, поскольку его автор в период постоянного поиска заработка обслуживал один из многочисленных танцевальных марафонов (а именно на таком танцполе разворачивается действие). В Европе «Загнанные лошади» получили большее признание, чем в США.
Следующий роман «У савана нет карманов», который Маккой считал автобиографическим, упрочил славу автора в Европе, несмотря на то, что дома, в Америке, он был объявлен низкосортным, и некоторые издатели отказались его печатать. В нем Маккой описывает трудную, полную жестокости и лжи, работу журналиста в Далласе.
«Лучше бы я остался дома» - вторая часть дилогии о Голливуде. Ее главные герои приезжают на «фабрику грез» в наивном, банальном, но искреннем желании делать актерскую карьеру. Очень скоро их желания меркнут, а судьбы ломаются.
История молодого интеллектуала, ставшего криминальным авторитетом, основа романа «Скажи будущему - прощай!» (1948 г.). Опубликованный в 1948 году, он поставил Маккоя в один ряд с Хэмметом, Кейном, Чандлером, признанными мастерами «крутого» детектива.
Миллионы читателей, знакомясь с творчеством Маккоя, чувствуют ту редкую безжалостность, с которой автор описывает общество, построенное по закону «выживает сильнейший». Непрерывная критика разложения и распада обычных моральных и этических норм в среде журналистов, финансистов, функционеров и кинодеятелей, равно как и разоблачение «американской мечты», поставило Маккоя практически в разряд персоны нон-грата, особенно после пафосных выступлений оголтелых патриотов
.
Хорас Маккой умер 15 декабря 1955 года в (на?) Беверли-Хилз от сердечного приступа.
В последние годы в России опубликовано практически все его литературное наследие.
Об экранизации и инсценировках
Мировая слава романа «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» началась после выхода в 1969-м году одноименного фильма, снятого в Голливуде (студия «_________________») режиссером Сидни Поллаком с Джейн Фонда, Майклом Сарразином, Сюзанной Йорк и Джигом Янгом в главных ролях. Фильм был выдвинут на премию Американской киноакадемии «Оскар» сразу в семи номинациях, в том числе, и за «Лучшую режиссуру» и «Лучшую женскую роль». Именно с этого фильма началась звездная карьера Джейн Фонда, однако мэтры Киноакадемии обошли ее вниманием, и статуэтку получил только Джиг Янг за исполнение роли Роки («Лучшая мужская роль второго плана»). В СССР, в годы «холодной войны» и «железного занавеса», этот фильм был одним из немногих, выпущенных на экраны. Он стал своего рода «глотком свободы», редким эмоциональным потрясением.
Роман в разное время был инсценирован (самая известная театральная постановка в Национальном Королевском театре в Лондоне (проверить!!!!), по его мотивам создан мюзикл, с успехом шедший на Бродвее. Последняя сценическая версия романа принадлежит знаменитому французскому актеру и режиссеру Робберу Оссейну. Премьера его инсценировки состоялась в октябре 2004 года на сцене парижского Дворца конгрессов.
- 1941 – «Техас» (режиссер - Джордж Маршалл);
- 1942 – «Джентльмен Джим» (режиссер Рауль - Уолш);
- 1950 - «Хищник на свободе» (режиссер - Гордон Дуглас);
- 1952 – «Непобедимые» (режиссер - Николас Рэй);
- 1952 – «Мир принадлежит ему» (режиссер - Рауль Уолш);
- 1969 – «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» (режиссер - Сидни Поллак);
- 1973 – «У савана нет карманов» (режиссер - Жан-Пьер Моки).
|
|
вернуться
|